Источники информации и изображений:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рангджунг_Ригпе_Дордже
https://www.buddhism.ru/en/buddhism/teachers/karmapa-xvi/
https://www.oshonews.com/2011/12/27/16th-karmapa-siddharth-osho/
https://www.youtube.com/watch?v=5AhqMcI-COM&t=10s
https://www.youtube.com/watch?v=cZAG3QuR8H0&t=2s
https://vk.com/wall-53269_92024
https://neznajchik.livejournal.com/111546.html
http://tsurphu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=82:on-confidence-in-dharma-an-interview&catid=31&Itemid=161&lang=en
The sixteenth Gyalwa Karmapa, Rangjung Rigpe Dorje
Шестнадцатый Кармапа Гьялва, Рангджунг Ригпе Дордже
ЛАМА КАРМАПА XVI
14.08.1924 – 05.11.1981
Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже появился на свет в местечке Денкхог, что в Кхаме, в районе Дэге, неподалеку от реки Янгцзы. Он родился в день полнолуния в шестом месяце года Деревянной Крысы (1924 г.). Семья Рангджунга Ригпе Дордже принадлежала к аристократическому роду Атхуб; его отца звали Цеванг Норбу, а мать – Калзанг Чёдэн. Рождение великого Бодхисаттвы в семье Атхуб еще раньше было предсказано ламой Чёкьи Дордже, главой известного монастыря Дзог Чен школы Ньингма. Следуя совету этого ламы, Калзанг Чёдэн родила сына в пещере Падмасамбхавы, называемой «Небесный замок льва».
Незадолго до своего рождения мальчик вдруг исчез из утробы матери на целый день, а к вечеру вернулся в нее. В ночь родов вокруг происходило множество чудес, воздух был наполнен благословением, которое ощущали все жители той местности.
Вскоре после рождения ребенка Ситу Пэма Вангчуг Гьялпо распечатал письмо с предсказанием Пятнадцатого Кармапы и обнаружил в тексте подробное описание дома, в котором жили родители Рангджунга Ригпе Дордже. Ситупа тут же выслал поисковую группу, и вскоре мальчик был официально признан Шестнадцатым Кармапой.
В возрасте семи лет Рангджунг Ригпе Дордже в монастыре Палпунг принял обеты послушника от Ситу Ринпоче и Джамгёна Конгтрула Ринпоче. Через год ему в Кхам привезли из Цурпху Черную корону и традиционные одежды Кармапы. После этого Ситу Ринпоче пригласил его посетить Палпунг.
Когда они отправились в монастырь, навстречу кортежу выехал князь области Дэге по имени Цеванг Дудул и обратился к Кармапе с просьбой заехать в его дворец Дэге Лхюндруб Тэнг. Дворец князя, построенный в XV веке йогином школы Ньингма Тхангтонгом Гьялпо, возвышался неподалеку от Дэге Гончена, где располагался главный монастырь линии преемственности Сакья Нгорпа. Посещая монастырь, Кармапа зашел в его типографию и благословил огромный печатный станок.
Спустя некоторое время процессия двинулась дальше – в Палпунг, где Кармапе оказали великолепный прием. Через четыре дня Рангджунг Ригпе Дордже был торжественно возведен на трон. Церемонией, которая проходила в главном алтарном зале монастыря, руководил Ситу Ринпоче.
На двадцать третий день четвертого месяца года Железной Овцы юный Рангджунг Ригпе Дордже и Ситупа в сопровождении передвижного лагеря, насчитывающего тысячу монахов и называемого «гарчен», выехали в направлении Цурпху. По пути Его Святейшество впервые в жизни провел церемонию Черной короны. Это знаменательное событие состоялось в Нангчене, в храме под названием «Гьина Гомпа». После церемонии лагерь задержался в Ньенчен Тхангла – области, которая символически принадлежала традиции Карма Кагью. Вскоре Кармапа прибыл в Цурпху, где его тепло приветствовали Палпунг Конгтрул Ринпоче, Паво Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче.
Вскоре после этого Рангджунг Ригпе Дордже побывал у Тринадцатого Далай-ламы и, в знак уважения к этому иерарху, прошел у него обряд «отрезания волос». При совершении этого древнего ритуала Далай-лама Тхубтен Гьямцо увидел над головой юного Кармапы Черную корону, сплетенную из волос ста тысяч дакинь. Когда Его Святейшество возвратился в свою главную резиденцию, там состоялась вторая в истории Карма Кагью церемония «Золотой трон», устроенная Ситупой и Другченом Ринпоче, Мипамом Чёкьи Вангпо, главой традиции Другпа Кагью.
Следующие четыре года Рангджунг Ригпе Дордже обучался у Беру Кхьенце Ринпоче и Бо Канкара Махапандиты, последнего в то время великого ученого линии преемственности Камцанг. Лама Канкар Ринпоче помнил наизусть все тексты Трипитаки, и в числе его учеников были Дежунг Ринпоче (выдающийся ученый школы Сакья) и знаменитый переводчик Гарма Чанг. Своему наставнику, Канкару Ринпоче, Кармапа рассказывал истории из своих прошлых жизней.
В 1937 году юный Рангджунг Ригпе Дордже и его свита отправились в Дэге, что в Кхаме. Там жил Ситу Ринпоче. По пути Ригпе Дордже получил приглашение посетить дворец князя провинции Нангчен и Цечу-гомпу – монастырь школы Другпа Кагью, находящийся под княжеским покровительством. Кроме того, Кармапа заехал в Кайча-гомпу. Так назывался женский монастырь традиции Другпа в Нангчене – крупнейший в Тибете, он насчитывал девятьсот монахинь.
Во время путешествия в Кхам происходило множество чрезвычайно благоприятных событий, показывающих силу благословения, которое распространялось в поле энергии Кармапы.
"Когда ты делаешь что-то (практикуя Дхарму), - тогда придут преграды - и ты сможешь их пройти. Препятствия являются признаком успеха."
Лама Кармапа XVI
"Пусть все духовные лидеры наслаждаются долгой жизнью и благополучием. Пусть растёт сообщество практикующих и пусть все приводят к завершению свои задачи. Пусть благословение Дхармы освободит всех запутавшихся. Пусть в этом мире навсегда исчезнут болезни, нищета, зло и войны. Пусть все будет благоприятным. Пусть все устремления сбудутся. Пусть рассеется мрак Кали Юги – Тёмного Века!"
В области Дронг Туб есть небольшое озеро, на поверхности которого, как говорят, Рангджунг Ригпе Дордже оставил отпечатки своих ступней. Эти следы видны по сей день, даже зимой, когда озеро замерзает. В монастыре Рива Парма Его Святейшество устроил праздничные ритуалы, посвященные грозному проявлению Падмасамбхавы, и в самый разгар торжества из дарственных пирогов (торм) вырвались языки пламени.
Спустя несколько месяцев Кармапа засвидетельствовал свое почтение последнему из великих тертонов, йогину Чёгьюру Лингпе, посетив монастырь, в котором тот жил в XIX веке. Настоятель монастыря Лама Самтэн Гьямцо обратился к Кармапе с просьбой о проведении специальных ритуалов против засухи, которая охватила эти земли. Рангджунг Ригпе Дордже согласился. Он попросил принести воды и приготовить ему ванну. Пока он мылся, начался дождь, и прямо под купелью образовался родник.
Когда Кармапа наконец подъехал к Палпунгу, Ситу Ринпоче устроил ему радушный прием. Затем Ринпоче дал Его Святейшеству наставления, посвятив его в глубокий смысл трактатов Конгтрула Лодрё Тхае, собрания «Кагью нгагдзё», содержащего наивысшие тантрические поучения, пришедшие через переводчика Марпу, и «Дам нгагдзё», включающего в себя труды классиков восьми важнейших традиций тибетского буддизма. Прогуливаясь по территории монастыря Палпунг, Рангджунг Ригпе Дордже и Ситу Ринпоче оставили на следы своих ног на дорожке, мощенной камнем. Затем Кармапа выехал за ворота верхом, и за ним на скалах остались глубокие отпечатки копыт его коня и лап его собаки.
После непродолжительного медитационного отшельничества Его Святейшество получил от генерала Чан Кайши приглашение в Китай. Кармапа не принял это приглашение и предпочел отправить туда в качестве своего представителя Беру Кхьенце Ринпоче.
В монастыре Дзонгсар, резиденции Кхьенце Чёкьи Лодрё, выдающегося ученого из движения Римэ, Рангджунг Ригпе Дордже снова провел церемонию Черной короны. Кхьенце Ринпоче увидел энергетическую Корону, парящую в воздухе на высоте около полуметра над головой Кармапы. При этом ему показалось, что сам Кармапа принял форму Дюсума Кхьенпы. По возвращении в Палпунг Его Святейшество получил посвящения, текстовые передачи и устные наставления по собранию садхан (руководств по духовным практикам) традиции Сакья.
В девятом месяце года Железного Дракона (1940 г.) Кармапа отправился в обратный путь к Цурпху. По дороге кортеж заехал в монастырь Бенчен. Там произошло необычное событие: бронзовый конь под статуей защитника Шинг Кьонга вдруг разразился ржанием. После одиннадцати месяцев путешествия Рангджунг Ригпе Дордже и его свита прибыли в Цурпху. Следующие три года, пока в монастыре строились новые здания, Его Святейшество провел в интенсивной медитации. В 1944 году он отправился в паломничество – вначале в Самье, а затем в Лходраг, на родину переводчика Марпы. В том же году Рангджунг Ригпе Дордже получил от Джигме Вангчуга – второго короля Бутана – приглашение нанести официальный визит в эту страну.
На следующий год стареющий Ситу Ринпоче прибыл в Цурпху, чтобы дать дополнительные посвящения своему духовному сыну. Двадцатидвухлетний Рангджунг Ригпе Дордже принял от Ситупы полный набор монашеских обетов. Кроме того, учитель дал Кармапе наставления о «Гьячен кадзё» – собрании сочинений Конгтрула Лодрё Тхае – и «Чигше кюндрол». От Ургьена Ринпоче Его Святейшество получил все посвящения и текстовые передачи учения тертона Чёгьюра Лингпы.
В четвертом месяце года Огненной Свиньи (1947) Кармапа выехал в Западный Тибет, а оттуда в Индию и Сикким. В Непале он провел церемонию Черной короны и дал множеству людей свое благословение. Проезжая через Лумбини, что лежит на границе Непала и Индии, он поклонился руинам города, в котором родился Будда Шакьямуни. Потом Кармапа побывал в Варанаси и Сарнатхе, где Будда дал свое первое поучение, и Бодхгайе, на месте его Просветления. Приглашенный махараджей Сиккима Таши Намгьялом, Его Святейшество посетил Гангток, где устроил очередную церемонию Черной короны и дал посвящения.
После этого Ригпе Дордже выехал в Ревалсар (тиб.: mtsho pad ma), место в Северной Индии, связанное с именем Падмасамбхавы. Когда Кармапа приблизился к озеру, на поверхности воды появилось множество белых змей, что люди сочли крайне благоприятным событием. Во время своего долгого возвращения в Цурпху он проехал через окрестности горы Кайлаш и озера Манасаровар. Наконец, в одиннадцатом месяце года Земляной Крысы (1948 г.), кортеж Его Святейшества въехал в Цурпху.
Возникший в Кхаме конфликт с неизбежностью перекинулся на Центральный Тибет. Кармапа отправил двух юных Ринпоче – Ситу и Сангье Ньенпу – вместе с выдающимся мастером медитации Калу Ринпоче в Бутан. Маленький Джамгён Конгтрул выехал в Калимпонг, что в Северной Индии, и присоединился к своей семье Санду, которая состояла из состоятельных торговцев. Сам Кармапа решил пока не уезжать, заявив, что в случае ухудшения ситуации тоже переберется в Бутан. Он намеревался оставаться в Цурпху до последнего мгновения, чтобы помогать беженцам.
По всему Тибету теперь происходили ожесточенные столкновения между армией коммунистического Китая и участниками кхамского сопротивления. Казалось, древняя буддийская культура Тибета вот-вот исчезнет с лица земли, как пламя гаснущего светильника. В один из дней Кармапа понял, что ему пора уходить из Тибета, чтобы помочь сохранить Учение Будды, и сообщил об этом Далай-ламе. Затем, глубокой ночью, на четвертые сутки второго месяца года Земляной Свиньи (1959 г.), переодевшись в мирскую одежду, Кармапа покинул Цурпху. Вместе с ним ушли сто шестьдесят человек. Им удалось вынести многие драгоценные реликвии и алтарные принадлежности, легкие на вес. В этой группе были ламы-тулку, монахи и миряне, Тринадцатый Шамар Ринпоче, Двенадцатый Гьялцаб Ринпоче, мастер медитации Друпён Тензин Ринпоче, Дабтрул Ринпоче, четвертая супруга Пятнадцатого Кармапы йогиня Кхандро Ченмо и другие – включая генерального секретаря Его Святейшества по имени Дордже Лопён Топга Ринпоче и автора этих строк.
Маршрут группы пролегал через Гималаи в Бутан. Запасов еды хватило лишь на две недели, и беженцам стали помогать жители Южного Тибета, через который проходил караван. Кармапа со спутниками ненадолго заглянули в дом переводчика Марпы в Лходраге и посетили святыню Миларепы – знаменитую десятиэтажную башню, построенную по просьбе Марпы. В этих особенных местах Его Святейшество давал посвящения Миларепы и проводил медитации со всеми учениками.
Когда группа достигла последнего заснеженного перевала Мёнла Гарчунг (высотой 19,855 фута), по которому проходит тибето-бутанская граница, Кармапа начал убеждать всех ускорить шаг, чтобы перебраться через перевал до захода солнца. С помощью проводников из числа местных жителей его люди сделали это, собрав последние силы. Той же ночью на перевал обрушился снегопад, из-за которого все дороги оказались перекрыты на несколько дней. Совсем недалеко от дороги, по которой двигались беженцы, стояли войска, которые могли их преследовать. Поэтому, если бы группа не послушалась Его Святейшества и не перешла через перевал в тот же день, их всех могли схватить.
Через три недели после ухода из Цурпху Шестнадцатый Кармапа и его ученики прибыли в Бумтханг – район Бутана, где, по слухам, сто тысяч дакинь оставили свои следы. Ажи Вангмо, принцесса, принявшая сан монахини, и еще множество людей встретили гостей с большими почестями. В Таши Чёдзонге Кармапу навестил Калу Ринпоче со своими монахами. Его примеру последовал Ситу Ринпоче. После беседы с королем Бутана Джигме Дордже Вангчугом, состоявшейся в Тхимпху, столице страны, Кармапа решил двигаться дальше – в Индию.
В Баксе, на границе Бутана с Индией, беженцев встретил премьер-министр Сиккима Банья Сахиб Таши Дадул. Он привез официальное письмо от махараджи: тот приглашал Кармапу обосноваться в Сиккиме. Его Святейшество решил принять это приглашение, и на двадцать пятый день четвертого месяца года Земляной Свиньи (1959 г.) он прибыл со всеми своими учениками в Гангток, столицу Сиккима. Кармапу тепло приветствовали члены королевской семьи. Затем они спросили, в каком именно месте Рангджунг Ригпе Дордже хотел бы устроить свою резиденцию. Кармапа ответил, что, будучи тибетцами, он и его ученики хотели бы иметь возможность однажды возвратиться в Страну снегов. Поэтому статус резиденции будет в некотором отношении временным. Тем не менее, поскольку Девятый Кармапа Вангчуг Дордже когда-то построил свой монастырь в Румтеке, то и он, Рангджунг Ригпе Дордже, предпочитает именно это место для основания своей главной резиденции в изгнании.
По прибытии в Румтек Кармапа официально короновал Палпунга Конгтрула Ринпоче и даровал ему множество посвящений. В ту зиму (1959–1960) Ригпе Дордже проехал по Индии, где впервые встретился на чужой земле с Далай-ламой. Это произошло в Бенаресе, и вместе с Далай-ламой туда приехал Пандит Неру, тогдашний премьер-министр Индии, который очень симпатизировал буддизму и заботился о судьбе тибетских беженцев.
Летом Кармапа много учил и давал посвящения, на которые съезжалось огромное количество людей. Оба правительства – и индийское, и сиккимское – выделили крупные суммы на строительство нового монастыря, расположенного в Румтеке, на семидесяти акрах земли рядом со старым зданием. Выбранное для этого место выглядело очень благоприятным: с него открывался вид на семь холмов, с которых стекают семь небольших рек; позади возвышается гора; далеко впереди виднеются снежные хребты, а внизу протекает река, закручиваясь в виде раковины. Тибетцы взялись за работу с таким энтузиазмом, что через четыре года строительство завершилось.
За это время Его Святейшество нашел и официально признал нового Другчена Ринпоче, двух тулку Сангье Ньенпы (один из которых родился в США), Сурманга Гарванга Ринпоче Дронграма Джатрула, воплощения Дзогчена Пёнлоба и Чёгьюра Лингпы.
До 1980 года Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа посвятил в послушники и монахи более трех тысяч мужчин и женщин, а также признал сотни новых воплощений высоких лам разных традиций. По его инициативе был переиздан Кангьюр в версии Дэге – основополагающая энциклопедия буддийского Учения. В знак общебуддийского сотрудничества и взаимопомощи Рангджунг Ригпе Дордже передал 170 экземпляров этого огромного собрания учебным заведениям разных тибетских буддийских школ и даже последователям бона. Его Святейшество дважды объехал весь мир. Несколько его учеников – лам школы Карма Кагью – основали центры Дхармы на Западе, и Кармапа несколько раз посетил эти центры, давая поучения и посвящения.
Карма Тринле
"История Кармап Тибета"
Спустя некоторое время Ригпе Дордже пригласил Джамгёна Конгтрула из Палпунга приехать в Цурпху и дать ему дальнейшие поучения. Конгтрул Ринпоче посвятил его в сущность трактата «Ринчен тердзё» и дал наставления по Махамудре и Шести йогам Наропы. В завершение образования Шестнадцатый Кармапа получил текстовую передачу линии преемственности от Конгтрула Ринпоче и Ситу Ринпоче. В честь того, что Кармапа постиг сущность Махамудры, Палпунг Конгтрул сочинил поэму, в которой восхвалял Его Святейшество как совершенного держателя линии преемственности Махамудры.
В этот период вспышка оспы в центральной части страны переросла в настоящую эпидемию, но ее удалось удержать под контролем благодаря вовремя выполненным Кармапой ритуалам Алмазного Кинжала.
В начале 1950-х годов Его Святейшество учил людей и выполнял административную работу в Цурпху и других частях страны. В 1953 году Рангджунг Ригпе Дордже провел серию посвящений и текстовых передач скрытых сокровищ (терма), обнаруженных Дэченом Чёгьюром Лингпой. В числе его учеников тогда был Миндрол Линг Ринпоче, настоятель монастыря Миндрол Линг и главный лама традиции Ньингма.
В 1954 году китайские власти пригласили Его Святейшество Четырнадцатого Далай-ламу, нескольких сановников и глав других тибетских буддийских традиций посетить Пекин и другие части этой страны. Кармапа принял приглашение и вместе с остальными членами делегации отправился в столицу коммунистического Китая. Во время этой поездки Рангджунгу Ригпе Дордже явился Махакала и принес ему известие о появлении на свет нового Ситу Ринпоче. Этот грозный аспект Просветления также сообщил Кармапе обстоятельства рождения Ситупы. Его Святейшеству удалось передать в Палпунг письмо с описанием местонахождения маленького Ринпоче. На обратном пути Кармапа признал Ситупу и официально возвел его на трон в Палпунге.
Какое-то время Рангджунг Ригпе Дордже много ездил по провинции Кхам в качестве личного представителя Далай-ламы. Он прилагал усилия к тому, чтобы восстановить спокойствие среди населения, которое с каждым днем тревожилось все больше и больше. Кроме того, к Кармапе постоянно приходили ламы, монахи и миряне школы Кагью – за тантрическими и монашескими посвящениями.
После возвращения в Цурпху Кармапа руководил строительством резиденции для Его Святейшества Далай-ламы, которого пригласил к себе с визитом. Когда Далай-лама в сопровождении своей свиты наконец прибыл, его встретили с огромными почестями и попросили дать посвящение в тысячерукого Бодхисаттву Любящие Глаза. В ответ Далай-лама попросил Кармапу провести церемонию Черной короны. Во время этой встречи Его Святейшество Рангджунг Ригпе Дордже показал Далай-ламе все изобилие реликвий, собранных в Цурпху. Затем в честь высокого гостя устроили ритуальный танец Падмасамбхавы.
В том же 1955 году в двух районах Кхама – Дэге и Нангчене – разразились серьезные конфликты. Кармапа посетил Чамдо, стремясь восстановить мир между воинами Кхама и китайскими солдатами. В результате переговоров обе стороны обязались на пять лет отказаться от применения силы.
В 1956 году Его Святейшество посетил Дэчен Чёкхор Линг, главный монастырь школы Другпа Кагью. Там он дал поучения и провел очистительные ритуалы. Затем он прибыл в Сикким, где снова встретился с правителем Таши Намгьялом. В 1956 году по всему миру отмечали годовщину ухода Будды Шакьямуни в паринирвану – согласно принятой тогда датировке, этому событию исполнилось две с половиной тысячи лет. Кармапа и его свита продолжили путешествие, направляясь в Непал, чтобы побывать во всех священных местах, связанных с Учением Будды. Из Непала их путь лежал в Индию – точнее, в пещеры Аджанта, где содержатся буддийские фрески времен династии Гуптов. В Калимпонге Рангджунг Ригпе Дордже познакомился с бутанской принцессой Ажи Вангмо, которая намеревалась построить для него монастырь на востоке Бутана. В те дни Кармапа получил приглашение посетить монастырь Румтек в Сиккиме, основанный при жизни Девятого Кармапы. Его Святейшество отклонил приглашение, добавив при этом, что приедет туда позднее, когда возникнет такая необходимость.
Рангджунг Ригпе Дордже вернулся в Цурпху в начале 1957 года, когда в Кхаме снова вспыхнули народные волнения. В Центральный Тибет хлынул поток беженцев. Среди них оказалось много лам школы Кагью: Сангье Ньенпа Ринпоче, Ситу Ринпоче, Талеб Ринпоче и их последователи. Все они приехали в Цурпху. В это время Кармапа нашел двенадцатое воплощение Гьялцаба, нового Палпунга Конгтрула Ринпоче и Бонгсара Кхьенце Ринпоче. Затем он получил от Зечена Конгтрула текстовые передачи и поучения по трактату «Лонгчен дродюн» – глубокому труду Лонгченпы из семи томов, посвященному доктрине Махаати.
Шестнадцатый Кармапа учил медитации даже птиц. Во время смерти эти птицы погружались в глубокое самадхи. Вокруг Кармапы всегда было много птиц, и людей удивляло, что, куда бы он ни приезжал, он покупал птиц. Иногда они стоили очень дорого. Кармапа всегда точно знал, где находятся птичьи рынки и каких птиц он будет покупать. Он покупал птиц для того, чтобы учить их медитировать. Многие видели, как эти птицы во время смерти погружались в глубокую медитацию.
Я хочу рассказать одну историю, показывающую особую активность Кармапы. Однажды я сопровождал Кармапу во время паломничества по Индии, мы остановились в какой-то деревне. В одном из домов я увидел двух белых обезьян. Они были худыми и выглядели очень больными. Во время нашего короткого пребывания в деревне кто-то рассказал Кармапе об этих обезьянах, и Кармапа настоял на том, чтобы их увидеть. Мы пошли в этот дом, и Кармапа сказал, что он хочет купить этих обезьян и забрать их с собой.
Наши сопровождающие сказали: «Да, конечно, мы сделаем всё, что ты хочешь. Мы купим их. Но на самом деле мы будем сейчас много путешествовать поездом, а в Индии не так легко взять с собой в поезд обезьян». Обезьяны были действительно большими. Люди много раз спрашивали у Кармапы: «Ты не шутишь? Ты действительно хочешь их купить?» Кармапа всё время отвечал: «Да!» Он и вправду хотел их купить. Владелец получил примерно по 7.000 рупий за каждую обезьяну. Кармапа заплатил столько, сколько тот запросил. Кармапа попросил сделать две большие деревянные клетки, чтобы обезьян можно было брать с собой в поезд и повсюду. Они поехали с нами в Бодхгайя, потом в Калькутту. Оттуда их отправили в Румтек. Кармапа заботился о них и кормил их.
Когда обезьян отправляли в Румтек, Кармапа дал точные указания, что с ними нужно делать, как с ними обращаться, и попросил, чтобы за ними действительно хорошо ухаживали. Позже Кармапа вернулся из паломничества в Румтек, я тогда был рядом с ним. За пару дней до приезда Кармапы обезьяны умерли, и никто не решался сообщить ему об этом. Я узнал, что случилось, и сказал Кармапе: «Знаешь, возможно, эта затея с обезьянами была бессмысленной. Может быть, они уже умерли». Кармапа ответил: «Что?» — и велел позвать того, кто за ними ухаживал. Кармапа спросил его, умерли ли обезьяны, и тот ответил: «Да!» Кармапа спросил: «И что?» Человек ответил: «Умершие обезьяны сидят в медитации».
Всё было в порядке. Умершие обезьяны действительно продолжали сидеть в глубокой медитации, точно так же, как и великие практикующие после смерти. Они не падали, также на протяжении нескольких дней их тела не разлагались. Это было действительно глубокое самадхи.
Лопён Цечу Ринпоче
Вокруг Кармапы происходило много необычных событий. Например, он держал сотни птиц. Карсэй Конгтрул подарил Кармапе птицу с чрезвычайно красивым голосом, и он ею очень дорожил. Когда эта птица заболела, он поместил её в отдельную комнату. Однажды ему сказали, что эта птица умирает, и он попросил принести её.
Птичку положили ему на стол.
«Этой птице нужно особое благословение», — сказал он. Взяв небольшой сосуд с горчичными зернами, он произносил свою обычную молитву для устранения препятствий, бросая зёрна в птицу. Вдруг он сказал: «Больше ничего сделать нельзя — она умирает. Никакое благословение здесь не поможет».
Потом он повернулся ко мне со словами: «Возьми её и держи в руке».
Птичка была ещё жива и сидела в моей ладони, один глаз у неё был наполовину открыт. Но вскоре я увидел, как поникла её головка, а потом и крылья. Но, как ни странно, затем птичка выпрямила спину и просто села. Один из присутствующих прошептал: «Не самадхи ли это?»
Я не хотел её тревожить и попросил его положить её на стол. Этот человек, казалось, привык иметь дело с птичками в таком состоянии, потому что не потревожил её, поставив вниз.
Удивлённый, я заметил:
- Поразительно! После смерти птица сидит выпрямившись?!
- Ничего особенного. Они все так делают, — сказал помощник Кармапы как о чём-то само собой разумеющемся.
Другой помощник тоже подал голос:
- Если в вольерах Кармапы умирает птица, после смерти она всегда некоторое время сидит. Мы к этому так привыкли, что перестали удивляться.
- Когда птицы умирают, — возразил я, — они падают с ветки на землю кверху лапками, они не сидят!
Но, когда Кармапа поблизости, они именно сидят, — ответил помощник. Однако вы правы: когда его нет, они умирают обычным образом.
На этом все пришли обедать, и мне тоже пришлось сесть, но я не мог смотреть на птичку, пока мы ели. Посреди обеда правое крыло у неё поникло, а затем и левое.
Помощник Кармапы прошептал: «Исполняющая Желания Драгоценность, кажется, самадхи заканчивается».
Кармапа не обратил никакого внимания и продолжал есть, даже когда птица наконец опрокинулась на спинку. Я посмотрел на свои часы - прошло примерно три часа. Что бы ни говорили помощники Кармапы, я был поражён, потому что видел, как она умерла у меня в руках. Большинство людей, наверное, не поверили бы этому, если бы не увидели собственными глазами.
Еще Кармапа очень любил собак, и у него было несколько пекинесов, которые, как мне сказали, тоже умирали, сидя с прямыми передними лапами.
Говоря вкратце, Кармапа был невероятным человеком.
Тулку Ургьен Ринпоче
"Блистательное величие"
ПОСЛАНИЕ ЛАМЫ КАРМАПЫ XVI
- Ваше Святейшество, есть ли у вас какое-нибудь специальное послание, которое вы хотели бы передать своим ученикам, ученикам и заинтересованным людям, которые прочитают эту рассылку; может быть, совет в эти трудные времена.
- 16-й Гьялванг Кармапа: «Практика Дхармы имеет серьезное значение; люди должны это осознавать. Это драгоценная возможность, которая появилась, та, которая никогда раньше не была. Это очень дорого, потому что это такая редкость. Время, в которое можно использовать возможность, довольно ограничено, а от этого она еще дороже. Хочу повторить, что редкая и драгоценная возможность, которая никогда раньше не была, появилась, когда находишь Дхарму в своей жизни. Это историческая ситуация, памятник. Но время, чтобы воспользоваться этой возможностью, опять же, ограничено. Поэтому мы должны осознать великую ценность возможности. Лучший способ это сделать - максимально искренне заняться практикой Дхармы. В противном случае возможность может исчезнуть. Есть такая опасность, безусловно, что можно упустить такую возможность. Это могло бы становиться все более отдаленным, и это была бы очень прискорбная ситуация.
Это как кристаллы, которые складываются с кусочком бриллианта в одном контейнере. Они все считаются одинаковыми. Их пренебрегают, на них оседает пыль, и их уже нельзя ценить. Но если же, впрочем, их почистить, а бриллиант поместить на золотой подставке с сияющим на нем светом, то вы, конечно, сможете оценить. Вы увидите очень ясно, что это бриллиант, а что это не обычный хрусталь. Эта степень понимания и признания очень важна.
Сейчас, искренне практикуя и изучая Дхарму, какой бы конкретный курс изучения и практики ни преследуя, важно сохранять уважение к другим школам и религиям. Пример можно найти в самом буддизме, где люди пытаются различать Хинаяну и Махаяну. Это очень против Дхармы, совершенно неправильный взгляд. Нужно равное уважение к Хинаяне и к учениям Махаяны.
Также необходимо уважение к устоявшимся религиям, религиям, которые превалируют в этой стране на протяжении сотен лет. Эти религии сыграли значительную роль в жизни многих людей. Если кто-то собирается исповедовать какую-либо другую религию, то он не должен отрицать какую-либо существующую. Свобода вероисповедания, свобода вероисповедания, и поэтому человек выбирает исповедовать определенную веру. Но этот выбор не должен включать в себя отказ, отрицание или неуважение сектанта к другим путям. Это не соответствует практике Дхармы.
Поскольку человек обладает свободой выбора, важно посвятить себя определенной духовной практике и учителю, пользуясь учениями и практиками, которые он получает, и будучи достойным учения через свою постоянную практику. Есть даже вероятность того, что некоторые ученики станут более реализованными, чем их учителя. Такое бывает. Таким образом, можно видеть возможности и использовать их, зная, что человек способен на самом деле овладеть учением.
Если человек желает каких-либо достижений, важно иметь четкие отношения с учителем, учение и приложить усилия к учебе. Это делается не из сектантства или не из сектантства. Если кто-то идет к учителю и пытается немного поучиться и попрактиковаться, то идет к другому и делает то же самое, то он не испытает определенного улучшения и успеха. Поэтому с этой точки зрения жизненно важно последовательно относиться к определенной линии практики и учений.
16-й Гьялванг Кармапа
Об уверенности в Дхарме: интервью с Денсалом.
Перевод Нгодуп Церинг Буркхар.